Четвертая Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения - 2020» - Актуальные проблемы филологической науки
Пожилой человек: идентификация и самоидентификация
Бутакова Л. О.
Аннотация
В статье показаны
способы описания процессов идентификации пожилого человека, пожилой женщины,
пожилого мужчины лицами пожилого возраста и школьниками. Субъективная семантика
лексем реконструируется с помощью психолингвистических экспериментов, выводящих
«на поверхность» разные структуры ментального лексикона носителей языка. Исходная гипотеза предполагает единство
информационной системы человека в которой представления о мире и самом себе обусловлено
социальными, возрастными и индивидуально-субъектными процессами
концептуализации, включая рефлексию над самим
собой, возрастом. Смысловой состав, отражающий эти представления, может быть
выявлен с помощью психолингвистических экспериментов, позволяющих установить возрастную специфику речевой деятельности.
Применение психолингвистических методов – свободного ассоциативного
эксперимента, направленного ассоциативного эксперимента (по методике дополнения
языкового знака), рецептивного эксперимента (по методике семантического
дифференциала), проведенных в
контрастных возрастных группах по
одинаковому стимульному списку, включающему
лексемы с семантикой (в том числе пожилого, преклонного) возраста, можно
получить показатели рефлексии и специфику речевого действия, связывающего
стимул и реакцию.
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют