V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Методология научных исследований
Основы теории и методологии формирования профессиональных водительских навыков
Бебинов С. Е., Разумов В. И., Кривощекова О. Н.
Аннотация
Водитель
автотранспортного средства в силу своей функциональной подвижности является
системообразующим фактором системы «водитель-автомобиль-дорога-среда». Это свойство
проявляется с первых шагов развития навыков вождения, но в недостаточной
степени учитывается при планировании и реализации мероприятий, направленных на
повышение безопасности дорожного движения. Существующая методология обучения
водителя, основанная на детерминизме, не учитывает индивидуальные возможности
обучающегося, что не соответствует требованиям условий современного дорожного
движения. В связи с этим цель исследования заключается в поиске методологии,
расположенной на более высоком уровне познания и объединяющей два
антагонистических подхода к формированию водительских навыков – простого
детерминизма (универсальности) и полиморфизма (индивидуальности). Для
достижения цели использовался категориально-символьный метод (гексаграммы), схемотехника
компенсационного гомеостата и системогенеза изучаемой деятельности. Построение
категориально-символьного цикла (гексаграммы) выявило противодействие между
категориями «универсальность», и «высокий уровень обучения». В свою очередь
категория «индивидуализация» противопоставлена категории «недостаточный уровень
обучения». Таким образом, индивидуализация обучения оказывает влияние на
качество формирования водительских навыков. Схемотехника компенсационного
гомеостата показала, что наибольшую устойчивость системы обеспечивают обратные
связи между универсальным и индивидуальным, имеющие характер взаимокомпенсации.
Имеется преобладающее влияние универсальной методологии на начальном этапе
обучения с дальнейшим усилением индивидуального в формировании водительских
навыков. Результаты исследования раскрывают возможность объединение
противоположных методологий обучения в единую функциональную систему, в которой
блок программирования выступает в роли генератора взаимодействия универсально и
индивидуального, выводя систему на более высокий методологический уровень. Это
расширяет арсенал имеющихся ресурсов, позволяющих более эффективно осуществлять
развитие водительских навыков.
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют