V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Психология семьи и близких отношений

Роль семьи в формировании социальной ответственности личности

Книсарина М. М., Жумалиева Г. С., Бекешова Гульмира Г. У.

Аннотация

Образовательная политика во всех странах мира учитывает научные проблемы социальной важности, от решения которых зависит качество подготовки выпускающих специалистов. Актуальность и важность формирования социальной ответственности личности обучающихся современного университета безусловна, поскольку социально значимые аспекты нашей жизнедеятельности регламентируют развитие общества, страны. В рамках изучения социальной ответственности обучающихся в условиях профессиональной подготовки в вузах Западного Казахстана (Актобе, Актау, Атырау, Уральск) определялась роль семьи и семейного воспитания, как одного из основополагающих факторов в формировании искомого качества у молодежи.  

Роль семейного воспитания и семьи, являющегося главным институтом воспитания личности, в формировании и развитии социальной ответственности существенна. Именно в семье все человеческие ценности, внутренние убеждения и идеалы превращаются в личностные характеристики, формируя тем самым дальнейший жизненный сценарий и образ поведения самой личности. Поэтому семья является объектом и субъектом решения своих проблем на основе возможности выбора. Мы единогласны таким утверждением, что современные университеты должны не только сосредоточиться на подготовке студентов к трудоустройству и внесению вклада в экономику и экономическое развитие, но также должны поддерживать их развитие навыков, имеющих социальную ценность. Современное образование должно учить студентов видеть мир с точки зрения других людей. Так, C.Roofe считает, что проблема социальной ответственность связана с тенденцией снижения нравственной и духовной составляющей образования в стране [2]. 

Эмпирическая часть масштабного научно-теоретического исследования на базе Западно-Казахстанского медицинского университета имени М.Оспанова (ЗКМУ имени Марата Оспанова) представлена результатами опроса репрезентативной выборки в размере 188 человек. Результаты анкетирования «Представления о социальной ответственности» обучающихся 1 курса специальности «Общая медицина» ЗКМУ имени Марата Оспанова показали, что доминирующая роль в формировании и развитии социальной ответственности, как интегративного качества, принадлежит университету (36,5 %), и потом уже семье» (19,2%). Среди ведущих факторов, воздействующих на успешное формирование и развитие социальной ответственности обучающихся, было отмечено 20,2% - «характер воспитательной работы в университете и семье». Основная роль в формировании и развитии социальной ответственности обучающихся, по мнению респондентов, принадлежит: «самому обучающемуся» 33,7%; «преподавателям» 18,3%; «окружающие люди, друзья» 18,3%; «руководству университета» 15,4%; «семье» 14,4%. 

Получается в семье необходимо обратить внимание на вопросы социализации личности обучающегося и формирования социально ответственного поведения в обществе. Таким образом, современные семейное воспитание должно брать на себя функции формирования социальной ответственности личности молодежи, что влияет на их дальнейший жизненный сценарий и профессиональную деятельность. 

Данное исследование финансируется Комитетом по науке Министерства образования и науки Республики Казахстан (Грант № АР09058126).


Ключевые слова: семейное воспитание, психология семьи, социальная ответственность, личность обучающегося

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют