V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Становление профессионала: методология, технологии, опыт

Социальная ответственность как основополагающий принцип профессиональной деятельности

Жумалиева Г. С., Тенеряднова С. П., Книсарина М. М.

Аннотация

Социальная ответственность как основополагающий принцип профессиональной деятельности

 

Жумалиева Г.С. 1*, Тенеряднова С.П.2, Книсарина М.М.3

 

1), 3) Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

 

2) Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург, Россия

 

*E-mail: gulmirasaiynkyzy@mail.ru

 

Ответственность современного работника понимается, как соответствие моральной деятельности специалиста его профессиональному долгу. Не менее пристальный взгляд на указанную проблему может быть сосредоточен в плоскости образования. Так, в рамках проекта «Социальная ответственность обучающихся в условиях профессиональной подготовки в вузах Западного Казахстана» были обнародованы научные результаты определяющих ответственность как наиболее общественно значимую универсальную категорию, которая «проявляется во всех сферах жизнедеятельности современного человека и выступает в свою очередь одним из критериев оценки характера взаимоотношений и взаимодействия одного человека с другими членами социума, а также всех видов результатов и последствий своей деятельности по отношению интересов общества» [1].

Социальная ответственность перед работодателями, коллегами и обществом в целом представляет собой строгое выполнение возложенных на специалиста обязанностей в балансе с моральными, юридическими и социальными нормами и требованиями. Поэтому первостепенная задача высшего профессионального образования заключается в экстраполиряции феномена ответственности на всех субъектах образовательного процесса, поскольку социальная ответственность рассматривается как важнейшая характеристика профессионализма специалистов любой сферы деятельности.

Анализ трудов зарубежных исследователей F.Rosati, R.Costa, A.Calabrese, E.Rahbek, G.Pedersen, L.Jaejin, S.L.Davis, M.R.Longinos, R.M.Salvador, J.C.R.Sousa, E.S.Siqueira, E.Binotto, L.H.N.Nobre показали многоаспектность проблематики исследования. Результаты исследования на базах четырех городов Западного Казахстана подтвердили предположения исследовательской группы о недостаточном уровне социальной ответственности и необходимости специальной работы в данном направлении. Практической значимостью нашей работы являются выявленные педагогические условия формирование социальной ответственности у обучающихся (организационно-педагогические, дидактические, психолого-педагогические условия) и Программа психолого-педагогического сопровождения повышения социальной личностной ответственности молодого человека в условиях его профессиональной подготовки в университете. Новизна научного исследования заключается в восприятии ответственности обучающимися в контексте детерминационного воздействия на него совокупности выявленных и обоснованных педагогических условий формирования социальной ответственности личности. Следовательно, социальная ответственность как основополагающий принцип профессиональной деятельности любого специалиста является главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, и его постоянного развития.

 

1.Книсарина М.М., Сисенова А.Т., Байкулова А.М., Жумалиева Г.С. Онлайн обучение в системе развития социальной ответственности обучающихся ВЕСТНИК КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки», 3, 71, 46-56 (2021)

Ключевые слова: Социальная ответственность, профессиональная деятельность, профессия

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют