V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Становление профессионала: методология, технологии, опыт
Психологическая технология личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог-учащийся» при переходе от среднего образования к высшему
Щелина С. О.
Аннотация
В целостной системе непрерывного образования можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимодействующих ступеней, между которыми должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая планомерность и поступательность, неразрывность и целостность процесса развития личности, преемственность ее общего и профессионального образования. Вместе с тем наблюдается и значительный разрыв между ними в содержании, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности и, главное, психологических особенностях полисубъектных взаимодействий между учителем и учеником в школе и преподавателем и студентом в вузе.
В исследовании принимали участие 280 человек: 43 учащихся 11-х классов (19 юношей, 24 девушки, возраст – 16-17 лет) и 32 учителя (7 мужчин, 25 женщин, возраст – от 22 до 65 лет) МБОУ «Гимназия» г. Арзамаса; 177 студентов физико-математического факультета (возраст – 18-25 лет) и 28 преподавателей (10 мужчин, 18 женщин, возраст – от 25 до 65 лет) Арзамасского филиала ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
В результате были выделены три кризиса
преемственности: кризис перехода от общего образования к высшему,
кризис середины обучения в вузе и кризис перехода от обучения
в вузе к профессиональной деятельности. Определен комплекс
психологических условий преодоления кризисных явлений в процессе
преемственности в развитии личности учащегося. В качестве важнейших
составляющих этого комплекса выделены следующие условия: 1) высокая степень
сформированности полисубъектной общности, 2) высокий уровень
личностно-профессионального развития педагога, 3) высокий уровень развития
самосознания и конструктивных психологических защит учащихся.
В результате, нами было предложено новое
технологическое решение – модификация психологической технологии
конструктивного изменения поведения личности применительно
к образовательному процессу вуза. Психологические средства (разработанные
программы) направлены на предупреждение и преодоление кризисов
преемственности в обеспечении личностно-профессионального развития
учащихся на этапе перехода «школа – вуз», «вуз – профессиональная
деятельность».
Стадия подготовки была направлена на развитие
мотивационных процессов студентов, коммуникативной компетентности, потребности
в самопознании и саморазвитии. На данной стадии использовались
активные методы обучения (круглые столы, тренинги, кооперативные методы обучения).
На стадии осознания оказывалось воздействие
на когнитивные процессы развития личности студентов. Развивающие
мероприятия были интегрированы в научно-исследовательскую работу
студентов, производственную и учебную практику; проведен цикл занятий «Рефлексивное
проектирование в решении профессиональных педагогических задач».
На стадии переоценки оказывалось влияние
на аффективные процессы развития личности. Со студентами были
проведены социально-психологические тренинги с элементами деловой игры
«Развитие совладающего поведения педагога» и «Эмоциональное вовлечение
учащихся». Особое внимание уделялось осознанию студентами особенностей
построения педагогической деятельности субъект-субъектного, полисубъектного
взаимодействия (педагог – учащийся).
Стадия действия – проведение круглых столов совместно
с преподавателями вуза, где обсуждались типы взаимодействий
преподавателей и студентов (субъект-объектные, субъект-субъектные,
полисубъектные); демонстрация студентами своих мастер-классов по
преодолению психологических барьеров, препятствующих созданию полисубъектной
общности и личностно-профессиональному развитию; в завершении
осуществлялась оценка технологии и достигнутых результатов, закрепление
новых конструктивных способов поведения, поддержание и стимулирование студентов
и преподавателей к дальнейшему саморазвитию
и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Сравнительный анализ данных до и после внедрения технологии показал, что к концу обучения в вузе у студентов повышаются показатели самоотношения, студенты в большей степени начинают руководствоваться в жизни внутренними, а не внешними критериями, что свидетельствует о повышении уровня самосознания.
Таким образом, совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов – будущих педагогов, направленное на повышение уровня личностно-профессионального развития и способность создавать полисубъектную общность, позволит им успешно преодолевать кризисы начала, середины и завершения профессионального образования.
Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие; полисубъектная общность «педагог – учащийся»; преемственность; кризисы; Я-концепция; психологические защиты; коррекционноразвивающие программыКомментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют