V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Становление профессионала: методология, технологии, опыт

Психологическая технология личностно-профессионального развития полисубъектной общности «педагог-учащийся» при переходе от среднего образования к высшему

Щелина С. О.

Аннотация

В целостной системе непрерывного образования можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимодействующих ступеней, между которыми должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая планомерность и поступательность, неразрывность и целостность процесса развития личности, преемственность ее общего и профессионального образования. Вместе с тем наблюдается и значительный разрыв между ними в содержании, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности и, главное, психологических особенностях полисубъектных взаимодействий между учителем и учеником в школе и преподавателем и студентом в вузе.

В исследовании принимали участие 280 человек: 43 учащихся 11-х классов (19 юношей, 24 девушки, возраст – 16-17 лет) и 32 учителя (7 мужчин, 25 женщин, возраст – от 22 до 65 лет) МБОУ «Гимназия» г. Арзамаса; 177 студентов физико-математического факультета (возраст – 18-25 лет) и 28 преподавателей (10 мужчин, 18 женщин, возраст – от 25 до 65 лет) Арзамасского филиала ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В результате были выделены три кризиса преемственности: кризис перехода от общего образования к высшему, кризис середины обучения в вузе и кризис перехода от обучения в вузе к профессиональной деятельности. Определен комплекс психологических условий преодоления кризисных явлений в процессе преемственности в развитии личности учащегося. В качестве важнейших составляющих этого комплекса выделены следующие условия: 1) высокая степень сформированности полисубъектной общности, 2) высокий уровень личностно-профессионального развития педагога, 3) высокий уровень развития самосознания и конструктивных психологических защит учащихся.

В результате, нами было предложено новое технологическое решение – модификация психологической технологии конструктивного изменения поведения личности применительно к образовательному процессу вуза. Психологические средства (разработанные программы) направлены на предупреждение и преодоление кризисов преемственности в обеспечении личностно-профессионального развития учащихся на этапе перехода «школа – вуз», «вуз – профессиональная деятельность».

Стадия подготовки была направлена на развитие мотивационных процессов студентов, коммуникативной компетентности, потребности в самопознании и саморазвитии. На данной стадии использовались активные методы обучения (круглые столы, тренинги, кооперативные методы обучения).

На стадии осознания оказывалось воздействие на когнитивные процессы развития личности студентов. Развивающие мероприятия были интегрированы в научно-исследовательскую работу студентов, производственную и учебную практику; проведен цикл занятий «Рефлексивное проектирование в решении профессиональных педагогических задач».

На стадии переоценки оказывалось влияние на аффективные процессы развития личности. Со студентами были проведены социально-психологические тренинги с элементами деловой игры «Развитие совладающего поведения педагога» и «Эмоциональное вовлечение учащихся». Особое внимание уделялось осознанию студентами особенностей построения педагогической деятельности субъект-субъектного, полисубъектного взаимодействия (педагог – учащийся).

Стадия действия – проведение круглых столов совместно с  преподавателями вуза, где обсуждались типы взаимодействий преподавателей и  студентов (субъект-объектные, субъект-субъектные, полисубъектные); демонстрация студентами своих мастер-классов по  преодолению психологических барьеров, препятствующих созданию полисубъектной общности и  личностно-профессиональному развитию; в завершении осуществлялась оценка технологии и достигнутых результатов, закрепление новых конструктивных способов поведения, поддержание и стимулирование студентов и преподавателей к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ данных до и после внедрения технологии показал, что к концу обучения в вузе у студентов повышаются показатели самоотношения, студенты в большей степени начинают руководствоваться в жизни внутренними, а не внешними критериями, что свидетельствует о повышении уровня самосознания.

Таким образом, совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов – будущих педагогов, направленное на повышение уровня личностно-профессионального развития и способность создавать полисубъектную общность, позволит им успешно преодолевать кризисы начала, середины и завершения профессионального образования.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие; полисубъектная общность «педагог – учащийся»; преемственность; кризисы; Я-концепция; психологические защиты; коррекционноразвивающие программы

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют