V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Проблемы и перспективы юридической науки
Влияние изменений законодательства о труде на дифференциацию субъектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения
Пятков К. В.
Аннотация
Дифференциация (от лат. differentia
– различие) – это разделение, расчленение чего-либо целого на составные части,
элементы и т.п.[1].
Дифференциация субъектов трудового
права является отправной точкой
в вопросе определения специального состава целого ряда различных норм
законодательства, направленных на выделение, обособление и в конечном итоге
упорядочивание труда отдельных участников трудовых правоотношений.
Законодательство Российской
Федерации о труде и, в частности, Трудовой кодекс Российской Федерации,
рассматривая категорию лиц, которая обособлена
от иных субъектов правоотношений в сфере труда путем определения критерия
«обеспечение жизнедеятельности населения», указывает конкретный состав таких
субъектов, а также наличие одного ограничения в их трудовых правах – в праве
на забастовку, что нашло свое отражение в пункте б) части 1 статьи 413
Трудового кодекса Российской Федерации [2]. Однако, несмотря на однозначное
выделение указанной категории как обобщенной деятельности целого круга
субъектов трудовых отношений, законодатель не стал развивать данную категорию в
дальнейшем, более того, отдельные законодательные инициативы прямо
противоречили обобщению указанных субъектов в единую категорию работников, что,
например, было выражено через принятие статьи 351.6 ТК РФ, устанавливающей особенности
регулирования труда работников в сфере электроэнергетики; теплоснабжения;
области промышленной безопасности; области безопасности гидротехнических
сооружений [3].
Вместе с тем, в соответствии с
Федеральным законом от 14.07.2022 № 273-ФЗ
в статью 252 ТК РФ была введена новая
часть вторая, которая в своем содержании предусматривает возможность
установления нового правового механизма закрепления особенностей регулирования
труда деятельности отдельных категорий работников в соответствии с постановлениями
Правительства Российской Федерации[4].
С одной стороны, внесение указанной
нормы в трудовое законодательство ведет к снижению уровня гарантий трудовых
прав работников в любой сфере деятельности, как, например, это следует из Постановления
Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365 «Об особенностях правового регулирования
трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на
отдельных производственных объектах» [5]. С другой стороны, безусловно,
специфика труда субъектов, обеспечивающих организацию нормального
функционирования общества путем поддержания его жизнедеятельности, всегда была
связана с наличием определенных ограничений и сниженным уровнем гарантий в силу
специфики публичной деятельности указанных категорий работников. В этом случае
возможность регулирования труда путем перенаправления правотворческой
деятельности в руки органов исполнительной власти позволяет более конкретно и
полно обозначить и урегулировать специфику деятельности указанной категории
работников.
Чтобы решить, каким должен быть
минимально допустимый уровень дифференциации правового регулирования трудовых
отношений, необходимо взвесить все за и против и по итогу конкретизировать
понятие дискриминации в сфере труда.
1. Кузнецов
С.А. Большой толковый словарь русского языка // URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov
2. Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
3. Федеральный закон от 20.04.2021
№ 99-ФЗ;
4. Федеральный закон от 14.07.2022 № 273-ФЗ;
5. Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365.
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют