V Всероссийская научная конференция «Омские научные чтения» - ● Проблемы и перспективы юридической науки

Влияние изменений законодательства о труде на дифференциацию субъектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения

Пятков К. В.

Аннотация

Дифференциация (от лат. differentia – различие) – это разделение, расчленение чего-либо целого на составные части, элементы и т.п.[1].

Дифференциация субъектов трудового права является отправной точкой
в вопросе определения специального состава целого ряда различных норм законодательства, направленных на выделение, обособление и в конечном итоге упорядочивание труда отдельных участников трудовых правоотношений.

Законодательство Российской Федерации о труде и, в частности, Трудовой кодекс Российской Федерации, рассматривая категорию лиц, которая обособлена
от иных субъектов правоотношений в сфере труда путем определения критерия «обеспечение жизнедеятельности населения», указывает конкретный состав таких субъектов, а также наличие одного ограничения в их трудовых правах – в праве
на забастовку, что нашло свое отражение в пункте б) части 1 статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации [2]. Однако, несмотря на однозначное выделение указанной категории как обобщенной деятельности целого круга субъектов трудовых отношений, законодатель не стал развивать данную категорию в дальнейшем, более того, отдельные законодательные инициативы прямо противоречили обобщению указанных субъектов в единую категорию работников, что, например, было выражено через принятие статьи 351.6 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда работников в сфере электроэнергетики; теплоснабжения; области промышленной безопасности; области безопасности гидротехнических сооружений [3].

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 273-ФЗ 
 в статью 252 ТК РФ была введена новая часть вторая, которая в своем содержании предусматривает возможность установления нового правового механизма закрепления особенностей регулирования труда деятельности отдельных категорий работников в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации[4].

С одной стороны, внесение указанной нормы в трудовое законодательство ведет к снижению уровня гарантий трудовых прав работников в любой сфере деятельности, как, например, это следует из Постановления Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах» [5]. С другой стороны, безусловно, специфика труда субъектов, обеспечивающих организацию нормального функционирования общества путем поддержания его жизнедеятельности, всегда была связана с наличием определенных ограничений и сниженным уровнем гарантий в силу специфики публичной деятельности указанных категорий работников. В этом случае возможность регулирования труда путем перенаправления правотворческой деятельности в руки органов исполнительной власти позволяет более конкретно и полно обозначить и урегулировать специфику деятельности указанной категории работников.

Чтобы решить, каким должен быть минимально допустимый уровень дифференциации правового регулирования трудовых отношений, необходимо взвесить все за и против и по итогу конкретизировать понятие дискриминации в сфере труда.

1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка // URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;

3. Федеральный закон от 20.04.2021 № 99-ФЗ;

4. Федеральный закон от 14.07.2022 № 273-ФЗ;

5. Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365.

Ключевые слова: трудовое право; субъекты; дифференциация.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют