Омские научные чтения - Актуальные проблемы филологической науки
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ACTUAL PROBLEMS OF REGIONAL LANGUAGE CONSCIOUSNESS’ RESEARCH
Бутакова Л. О.
Аннотация
Аннотация
В докладе рассматриваются исследование
состояния языкового сознания жителей одного региона невзрослого возраста, а
также характер дискурсивного пространства как формирующей среды как основная
цель проекта «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный
анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребенка».
Сформулирована основная концепция актуального проекта – решение
междисциплинарной (онто-, психо-, социолингвистической,
дискурсоориентированной) проблемы влияния коммуникативной среды на языковую
личность в возрасте от 5 до 14 лет. Особенность концепции данного проекта
состоит в том, что был разработан метод комплексного описания, включающий
лингвистические (текстовые, речевые, дискурсивные) и психолингвистические
методики исследования дискурсивного пространства г. Омска и Омской области в
аспектах институциональных и персональных коммуникаций с участием детей и
направленных на них, состава и динамики языкового сознания и картины мира детей и подростков,
уровня их языковой способности и речевой компетенции. Речевая среда города с
миллионным населением и сельских районов, в которой формируется и
социализируется личность ребенка, его родителей, других членов семьи,
функционально-прагматическая диагностика коммуникативных «инвариантов и
«вариантов», рекламный и сходный с ним дискурсы, направленные на ребенка и
подростка, впервые исследуются как междисциплинарные (психолингвистическая,
когнитивная, коммуникативно-прагматическая) проблемы.
* Работа
выполнена при поддержке гранта РФФИ 15-04-00325 «Детство в дискурсивном
пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных
комму-никаций с участием ребенка»
Acknowledgments: The research is financially
supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 15-04-00325а.
Studies of language consciousness of residents of one region of
non-adult age, the nature of the discursive space as a formative environment of
these phenomena as the main goal of the project "Childhood in the
discursive space of the region: a comprehensive analysis of institutional and
personal communications involving the child" are considered. The main
concept of the current project is formulated as the solution of the
interdisciplinary (onto-, psycho-, sociolinguistic, discourse-oriented) problem
of the influence of the communicative environment on the linguistic personality
at the age of 5 to 14 years. The method of complex description was developed.
It included linguistic (textual, speech, discursive) and psycholinguistic
techniques for investigating the discursive space of Omsk and the Omsk Region
in aspects of institutional and personal communications involving children and
aimed at the composition and dynamics of linguistic consciousness and the
world’s picture of the children and adolescents, their level of language
ability and speech competence. For the first time the speech environment of a
city with a million population and rural areas in which the personality of the
child, his parents, other family members are formed and socialized, the
functional-pragmatic diagnostics of communicative "invariants and"
variants ", advertising and similar discourses aimed at the child and
adolescent are examined as the
interdisciplinary (psycholinguistic, cognitive, communicative-pragmatic) problems.
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют