Омские научные чтения - Социальная работа: проблемы и пути решения

КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Костюк И. А.

Аннотация

УДК378.147.88

КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТОВ  ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

CONFLICT COMPETENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONALISM IN SOCIAL WORK

И.А. Костюк

Омская гуманитарная академия

Конфликтная компетентность предполагающая развитие рефлексии специалиста и умения отдать предпочтение в выборе оптимального стиля взаимодействия при осознанном отношении к знанию способствует выработке умений и навыков у обучаемых. В подготовке бакалавров по направлению «социальная работа» в условиях перехода на единые образовательные стандарты и в соответствии с действующим федеральным законом, закрепившим принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах их получателя реализуется модель научно-педагогического сопровождения образовательного процесса. Это подтверждается постоянным интересом к проблеме конфликтного взаимодействия и обретения конфликтной компетентности, что находит выражение в тематике проектов и статей обучаемых по направлению «социальная работа».

В статье содержится осмысление возможности обретения конфликтной компетентности обучаемыми, позволяющейдостичь результативности в подготовке социальных работников посредством активизации их социального, личностного и творческого потенциала.

Ключевые слова: базовые характеристики социальных работников, конфликтная компетентность как составляющая профессионализма специалистов по социальной работе

 

I A. Kostyuk

Omsk humanitarian Academy

Conflict competence which implies the development of reflection and the specialist skills to give preference in choosing the best style of interaction with the conscious attitude to knowledge promotes the development of skills in the trainees. In the preparation of bachelors in "social work" in the conditions of transition to the common core learning standards and in accordance with applicable Federal law enshrining the principle of implementation of social services based on individual needs in social services the beneficiary is implementing a model of scientific-pedagogical maintenance of educational process. This is confirmed by the permanent interest in the problem of conflict interaction and gaining a conflict of competence, which is reflected in the themes of projects and articles of the learners in the direction of "social work".

The article contains a reflection on the possibility of acquiring the conflict competence of trainees, allowing to reach efficiency in the training of social workers through the enhancement of their social, personal and creative potential.

Key words: the basic characteristics of social workers, conflict competence as a component of professionalism in social work

Более четверти века осуществляется подготовка специалистов по социальной работе в отечественных вузах.Опыт функционирования социальной службы позволил выявить базовые характеристикизанятых в данной сферы – способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей и обществом иумение выстраивать ситуацию в микросоциуме, стимулируя получателя услуг к реальной продуктивной для его психического состояния деятельности. Важно уточнить, что работаосуществляется в условиях неформального общения, а значит,проявление коммуникабельности и готовности принять другого как значимого выступает обязательным условием достижения результативности взаимодействия. Перечисленные характеристики социального работника опосредованно содержатся в нормативных документах, регламентирующих деятельность в этой сфере, когда социальная защита все более теснится социальной поддержкой и помощью в самопомощи – это Профессиональный стандарт «Социальный работник»[1], в котором оговорены трудовые действия, а также необходимые знания и умения для их осуществления;ФЗ от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2], в котором акцент сделан на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, а также в оказании содействия в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.Так возникает противоречие, с одной стороны, жесткая регламентация участия специалиста в судьбе гражданина, нуждающегося в социальном участии, с другой, обязательное проявление сочувствия и эмпатии, без которых невозможно относиться к Другому как значимому. Выход видится в развитии конфликтной компетентности социального работника, позволяющей владеть умением «удерживать противоречие в форме, позволяющей достигать его разрешения» (Б.И. Хасан) [3].

Итак, с 2020 года планируется переход на профессиональные стандарты, что станет возможным лишь при наличии профильно подготовленных специалистов.Разработка федеральных стандартов высшего образования (ФГОС) учитывающих требования профстандартов – это будущее, но осмысление инструментария, позволяющего отследить становление специалиста как профессионала, стало целью статьи, решение которой видится в анализе опыта работы кафедры педагогики, психологии и социальной работы.

Из рассмотренных базовых характеристик социального работника, важнейшей видится социально-психологическая компетентность, а если конкретно, то конфликтная компетентность, которую Л.А. Петровская определяет как сложное интегральное образование личности в составе компетентности в общении, включающее в себя компетентность человека в собственном «Я», его субъектную и рефлексивную культуру, позволяющую использовать весь спектр стилей взаимодействия, и прежде всего культуру саморегуляции эмоций. Согласно Л.А. Петровской в конфликтной компетентности можно выделить следующие уровни: уровень ценностей личности, уровень ее мотивов, установок и уровень умений. Причем «ценности человека оказывают определяющее влияние на характер его общения и являются стратегическими ориентирами конфликтной практики» [5, с. 44].

Конфликтная компетентность выполняет следующие функции:информативную,ориентировочную, прогностическую, регулятивную, рефлексивную, ценностную, стимулирующую, профилактическую, обучающую. Применительно к личности социального работника – полученные знания о конфликтной компетентности помогут снять обозначенное противоречие посредством рефлексии в отношении собственного стиля взаимодействия, содержащего как ценностную составляющую в отношении другого, так и умение контролировать проявление эмоций в ситуации напряженности.

Конфликтная компетентность, как явление, относящееся к конфликтному взаимодействию, возникает и существует в рамках социальной системы, а также включена в процесс общественных отношений.Если следовать социальной теории У. Томаса, то взаимосвязь трех элементов – объективных условий, определяющих нормы и ценности, установок индивида и группы, а также определения ситуации действующим лицом дает представление о нормах и ценностях. Ведь конфликтнаякомпетентность выступает базой и фундаментом, на котором выстраиваются значимые профессиональные качества социального работника, развивать которые позволяет включение в учебный процесс таких составляющих, как приобретение знаний, умений и навыков; овладение социально-психологическими технологиями; ролевая адекватность и адаптивность; профессионализм. Конкурентоспособность социальных работников в условиях рынка достигается за счет повышения их профессиональной компетентности, качества и системности, усвоенных ими знаний, успешности их применения [4].

В процессе подготовки специалистов по социальной работе создаются условия, при которых процесс усвоения знаний будет максимально качественным. На протяжении последних десяти лет в Омской гуманитарной академии осуществляется научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Это позволяет максимально использовать научный потенциал профессорско-педагогического состава вуза, организуя сопровождение  деятельности субъектов образовательного процесса, создавая действенный структурный механизм в подготовке обучающихся к самостоятельному осуществлению рефлексии посредством работы над Программами и проектами, которые в последующем становятся темами научно-исследовательских работ [6].

«Заданием» для написания статей и ВКР выступают конкретные нерешенные проблемы реальных структур и получателей социальных услуг, которые выявляются обучающимися в процессе производственной практики. Например, действительность в организации деятельности приемных семей для одиноких или одинокопроживающих граждан пожилого возраста, инвалидов и совершеннолетних недееспособных граждан в Москаленском районе Омской области, разработка и апробация тренинга по развитию конфликтной компетентности с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении Крутинского района Омской области. Программы для лиц пожилого возраста, например, для маломобильных граждан «Сила слова» в БУ «КЦСОН Калачинского района», «Светлица» в БУ «КЦСОН Усть-Ишимского района» и др.[7].Все проблемы, затрагиваемые в проектах, освещаются на ежегодных конференциях. И не только численность публикаций, но и постоянный интерес к изучению проблемы конфликтов и развитию конфликтной компетентности можно рассматривать как подтверждение интереса к данному феномену.

Итак, подготовка специалиста по социальной работе предполагает формирование конфликтной компетентности и субъектности как профессиональной характеристики, позволяющей не просто обрести конкурентоспособность, но и вооружить инструментарием для осуществления профессиональной деятельности. Обретение конфликтной компетентности создает условия для всестороннего развития личности обучающегося, которая способна подтвердить свою состоятельность в конкурентоспособности.

Список литературы

1.             Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 677н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс

2.             Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: Консультант Плюс

3.                                              Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта. [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.

4.Александрова Н.В., Сергиенко Е.И.Превенция расстройств психического здоровья неблагополучных подростков путем формирования компетентной педагогической среды [Текст] / Н. В. Александрова, Е. И. Сергиенко// В сборнике: Zasobyosobistejakodrogadosukcesu. –  Kielce. - 2016. - С. 153-160.

5.Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности [Текст] / Л.А. Петровская. // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. -№ 4. - С. 41-45.

6.Еремееев, А.Э. Научно-исследовательская деятельность гуманитарного вуза: проблемы и решения [Текст] / А.Э. Еремеев, О.В. Волох, В.И. Трушляков. // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2008. - №2. – С.99-103.

7.Рягин, С.Н. Использование проектной деятельности в подготовке бакалавров по направлению «социальная работа» в условиях реализации профессионального стандарта [Текст] / С.Н. Рягин, И.А. Костюк // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – №1 (27). – С. 82-87.

Сведения об авторе:

Костюк Ирина Александровна – канд. филос. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Омская гуманитарная академия, e-mail: kia-2014-irina@mail.ru

 

Ключевые слова: базовые характеристики социальных работников, конфликтная компетентность как составляющая профессионализма специалистов по социальной работе

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют