Омские научные чтения - Актуальные проблемы филологической науки

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ACTUAL PROBLEMS OF REGIONAL LANGUAGE CONSCIOUSNESS’ RESEARCH

Бутакова Л. О.

Аннотация

      В докладе рассматриваются исследование состояния языкового сознания жителей одного региона невзрослого возраста, а также характер дискурсивного пространства как формирующей среды как основная цель проекта «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных коммуникаций с участием ребенка». Сформулирована основная концепция актуального проекта – решение междисциплинарной (онто-, психо-, социолингвистической, дискурсоориентированной) проблемы влияния коммуникативной среды на языковую личность в возрасте от  5 до 14  лет. Особенность концепции данного проекта состоит в том, что был разработан метод комплексного описания, включающий лингвистические (текстовые, речевые, дискурсивные) и психолингвистические методики исследования дискурсивного пространства г. Омска и Омской области в аспектах институциональных и персональных коммуникаций с участием детей и направленных на них, состава и динамики языкового  сознания и картины мира детей и подростков, уровня их языковой способности и речевой компетенции. Речевая среда города с миллионным населением и сельских районов, в которой формируется и социализируется личность ребенка, его родителей, других членов семьи, функционально-прагматическая диагностика коммуникативных «инвариантов и «вариантов», рекламный и сходный с ним дискурсы, направленные на ребенка и подростка, впервые исследуются как междисциплинарные (психолингвистическая, когнитивная, коммуникативно-прагматическая) проблемы. 

 * Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 15-04-00325 «Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ институциональных и персональных комму-никаций с участием ребенка»

  Acknowledgments: The research is financially supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 15-04-00325а.

Studies of language consciousness of residents of one region of non-adult age, the nature of the discursive space as a formative environment of these phenomena as the main goal of the project "Childhood in the discursive space of the region: a comprehensive analysis of institutional and personal communications involving the child" are considered. The main concept of the current project is formulated as the solution of the interdisciplinary (onto-, psycho-, sociolinguistic, discourse-oriented) problem of the influence of the communicative environment on the linguistic personality at the age of 5 to 14 years. The method of complex description was developed. It included linguistic (textual, speech, discursive) and psycholinguistic techniques for investigating the discursive space of Omsk and the Omsk Region in aspects of institutional and personal communications involving children and aimed at the composition and dynamics of linguistic consciousness and the world’s picture of the children and adolescents, their level of language ability and speech competence. For the first time the speech environment of a city with a million population and rural areas in which the personality of the child, his parents, other family members are formed and socialized, the functional-pragmatic diagnostics of communicative "invariants and" variants ", advertising and similar discourses aimed at the child and adolescent are examined as  the interdisciplinary (psycholinguistic, cognitive, communicative-pragmatic) problems. 

Ключевые слова: значение, языковое сознание, экспериментальные методы, языковая способность, речевая компетенция meaning, language consciousness, experimental methods, language ability, speech competence

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют