Омские научные чтения - 2018 - Репрезентация исторического знания: теория, исследовательские и образовательные практики

Эпистемологические основания профессиональной деятельности в российских диссертационных исследованиях по истории 1995-2015 гг.

Воробьева О. В.

Аннотация

В докладе рассматривается эпистемологические основания и стандарты профессиональной деятельности историков на основе анализа диссертационных исследований по истории 1995-2015 годов. Предметом анализа являются представления историков о предмете исторической науки, задачах, процессе и результатах научной деятельности, отраженных в нормативных частях диссертационного исследования. Отмечается заметная корреляция между содержанием, научным аппаратом и способами проведения научного исследования, с одной стороны, и с разделяемым исследователем типом рациональности, с другой. Разрушение былого эпистемологического консенсуса в диссертационных исследованиях исследуемого периода, тем не менее, не носит конфликтного и линейного характера – отношения между старым и новым выстраиваются по принципу сосуществования и дополнительности с постепенным сдвигом в сторону новаций. Это позволяет говорить о коммуникативных проблемах внутри профессионального сообщества историков и сосуществовании в современном историографическом пространстве разных типов рациональности.

Ключевые слова: стандарты профессиональной деятельности, диссертации по истории, классическая и неклассическая рациональность, историческая эпистемология.

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют