II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Новейшая филология: динамика речевых и текстовых форм», посвященная памяти Б.И. Осипова и М.П. Одинцовой - Объекты лингвоантропологии в аспекте форм и форматов речи. Параметризация образа человека в персональных и институциональных интернет-коммуникациях / разных типах дискурсов. Специфика проявления авторизации, адресованности, диалогичности. Особенности речевой репрезентации социальных ролей в условиях онлайн-общения. Взаимодействие семиотических систем в выражении оценок и ценностей

Взаимодействие автора и читателя в учебном тексте

Трущелёв П.

Аннотация

В статье обсуждаются языковые средства и речевые приемы, которые используются в учебных текстах для выражения аспектов взаимодействия между автором (ученым и педагогом) и учащимся. Материал работы — тексты из школьных учебников для средней школы по биологии, географии, истории, обществознанию, русскому языку и физике. Отмечаются языковые средства, позволяющие выразить фигуры автора и читателя в учебном тексте: личные местоимения и соответствующие формы глаголов, обращения, эгоцентрики, единицы «языка взаимодействия». Обсуждаются способы организации учебно-познавательной деятельности учащегося с помощью выделенных средств: регулирование процесса чтения, управление вниманием читателя, актуализация знаний читателя, моделирование сценариев познавательной деятельности, иллюстративное объяснение материала.

Ключевые слова: учебный текст, учебник, знания, автор и читатель, эгоцентрики, тектообразование

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Вопросы по докладу

Вопросы отсутствуют