II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Новейшая филология: динамика речевых и текстовых форм», посвященная памяти Б.И. Осипова и М.П. Одинцовой - Объекты лингвоантропологии в аспекте форм и форматов речи. Параметризация образа человека в персональных и институциональных интернет-коммуникациях / разных типах дискурсов. Специфика проявления авторизации, адресованности, диалогичности. Особенности речевой репрезентации социальных ролей в условиях онлайн-общения. Взаимодействие семиотических систем в выражении оценок и ценностей
Взаимодействие автора и читателя в учебном тексте
Трущелёв П.
Аннотация
В статье обсуждаются языковые средства и речевые приемы, которые
используются в учебных текстах для выражения аспектов взаимодействия между
автором (ученым и педагогом) и учащимся. Материал работы — тексты из школьных
учебников для средней школы по биологии, географии, истории, обществознанию, русскому языку и физике. Отмечаются языковые средства, позволяющие
выразить фигуры автора и читателя в учебном тексте: личные местоимения и
соответствующие формы глаголов, обращения, эгоцентрики, единицы «языка
взаимодействия». Обсуждаются способы организации учебно-познавательной деятельности
учащегося с помощью выделенных средств: регулирование процесса чтения,
управление вниманием читателя, актуализация знаний читателя, моделирование сценариев
познавательной деятельности, иллюстративное объяснение материала.
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Вопросы по докладу
Вопросы отсутствуют