300 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804): книжная выставка (В)
Программа
мероприятия «Трансцендентальный идеализм Канта:
«звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» (к 300-летию со дня
рождения немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804).
Направление: патриотическое, формирование системы ценностей.
Цель
мероприятия: помощь в гражданско-патриотическом
воспитании студентов; воспитание и развитие системы ценностей, когнитивной
культуры; способности к аналитическому мышлению, рефлексии и саморефлексии;
восприятию классической философской мысли посредством текстов автора.
Дата
проведения мероприятия (сроки): 22.04.2024 – 30.04.2024,
ежедневно с 9.00 до 17.00.
Место
проведения мероприятия: проспект Мира, 55 (2 корпус ОмГУ,
пристройка), центр совместной работы «РекВизит» (центр коммуникаций).
Категория
участников мероприятия: студенты факультета истории,
теологии и международных отношений; студенты, интересующиеся немецкой
классической философией.
Описание
мероприятия:
По указу Президента России Владимира
Путина в 2024 году отмечается 300-летие со дня рождения Иммануила Канта –
родоначальника немецкой классической философии, академика, труды которого
повлияли на развитие всей мировой философии. Его работы также оказали влияние
на науку, культуру, педагогику, стали основой международного права.
Первые публикации о Канте появились в
отечественной печати еще в конце XVIII в. в «Письмах русского путешественника»
у известного историка Николая Карамзина. Он познакомился с философом в 1789 г.
и оставил интересную характеристику о нем: «Меня встретил маленький, худенький
старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были: «Я русский дворянин,
люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту». Он тотчас попросил
меня сесть, говоря: «Я писал такое, что не может нравиться всем; немногие любят
метафизические тонкости». С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях,
о Китае, об открытии новых земель надобно было удивляться его историческим и
географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин
человеческой памяти... Потом я, не без скачка, обратил разговор на природу и
нравственность человека... Кант говорит скоро, весьма тихо и невразумительно; и
потому надлежало мне слушать его с напряжением всех нерв слуха. Домик у него
маленький, и внутри приборов немного. Все просто, – кроме… его метафизики».
Кант считал, что философия обязана
ответить человечеству, по крайней мере, на четыре вопроса. Три вопроса
сформулированы в «Критике чистого разума», а в лекциях по логике добавлен
четвертый.
Что я могу знать? Ответ на этот вопрос
дает теоретическая философия Канта, изложенная по преимуществу в «Критике
чистого разума». Трансцендентальный идеализм Канта основывается на разделении
вещей в себе и явлений. Вещи в себе – это действительность, как она существует
независимо от познающего субъекта. Все вещи и отношения вещей, которые мы
воспринимаем, представляют собой только явления этих вещей в себе – продукт
взаимодействия вещей в себе с нашим разумом посредством форм восприятия и
созерцания – пространства и времени.
Что я должен делать? Ответ на второй
вопрос заключает в себе практическая философия Канта, ядром которой являются
учение о нравственности или морали, иначе называемое этикой, и учение о праве.
Мораль невозможна без свободы. Если мы предполагаем, что человек не свободен,
если, например, все его действия определены волей Бога или закономерностью
природы, то нельзя говорить о морали или нравственности, поскольку тогда нет
места нравственной ответственности. В «Основах метафизики нравов» мы находим
следующую формулировку категорического императива: «...существует только один
категорический императив: поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом».
На что я могу надеяться? Иначе говоря, на
что я могу надеяться, если я буду моральным? Кант настаивает на том, что
надежда не является основанием морали. Мы должны быть моральными только из
уважения к закону, диктуемому разумом. Отсюда у Канта возникает понятие высшего
блага – единства моральности и счастья. Высшее благо – это то, чего хочет, к
чему стремится разумное существо.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос
дает антропология. Кант посвятил ей специальную работу «Антропология с
прагматической точки зрения».
До сих пор Иммануил Кант и его философия
занимает особое место в русской художественной литературе. Например, у
писателей Ивана Тургенева и Николая Гоголя имя мыслителя упоминалось лишь
эпизодически, а Михаил Булгаков сделал его действующим лицом своих
произведений. Александр Блок и Владимир Соловьёв посвящали Канту стихи, а
Валерий Брюсов и Афанасий Фет высказывали свои оценки в адрес философа в
эпистолярном наследии или в литературно-критических статьях. Романтик и
мечтатель, умствующий старец и учитель человечества, эгоист и мещанский
индивидуалист, мыслитель и эстет, рационалист и мистик – это далеко не все
обличья, которые философ принимает на страницах русской философии, литературы и
поэзии.
На выставке можно ознакомиться с трудами
Иммануила Канта, биографическими изданиями о философе, монографиями великих
русских ученых, философов XІХ-XХ вв., которые обращались к наследию Канта. Также
среди экспонатов будут представлены труды выдающихся представителей
неокантианства в России, исследовательские работы современных авторов.
Формат
мероприятия: персональная книжная выставка, обзор экспонируемых
изданий.
Ожидаемые
результаты (итоги) мероприятия: вовлечение обучающихся в
мероприятия гражданско-патриотической направленности; формирование и развитие у
студентов знаний об основных трудах родоначальника немецкой классической
философии, их взаимосвязи с русской религиозно-философской мыслью, о диалоге
культур посредством трудов выдающегося философа.
Ключевые даты
Организационный комитет
Библиотека ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», отдел библиотечно-информационных технологий
Контакты
Деткова Т. Ю., заведующий сектором социально-гуманитарной литературы ОБИТ; тел.: +7(904)3288897, email: dty-1982@yandex.ru