Н Научный семинар для преподавателей и аспирантов «Подготовка научной статьи к публикации»
Цель мероприятия – обсуждение актуальных направлений научных исследований теоретической, прикладной и сопоставительной лингвистики и методик преподавания иностранных языков/
На семинаре обсуждаются возможные направления современных лингвистических исследований. Проблематика научных исследований, ведущихся коллективом омских лингвистов и психолингвистов на протяжении 20 лет., касается слова, текста, речи, дискурса, языковой личности и пр. Составные части указанной проблематики тесно переплетены друг с другом и могут быть развиты в других направлениях, в том числе, сопоставительных.
Исследования в области слова касаются описаний субъективного значения слов (ценностной, «возрастной», «внешнего человека», эмотивной, лексики тактильного восприятия, культурно значимой, актуальной, туристической, жаргонной, аббревиатурной, композитной нейминговой лексики, формирования семантики в онтогензе и ситуации учебного триязычия) в ментальном лексиконе индивидов разного возраста – школьников, студентов, пожилых людей и т.п. Показано, что в этом направлении ведутся как срезовые, так и трендовые исследования (это касается стимульного списка, по которому был составлен «Ассоциативный словарь подростка» в варианте 2004 г. и 2021 г., а также лексем с ценностной, общественно значимой, термино-ориентированной семантикой). Основные методы - свободный и направленный ассоциативный эксперименты, семантический дифференциал, цветовой эксперимент. Прикладным итогом данного направления исследований являются ассоциативные словари Гуц Е.Н. «Аcсоциативный словарь подростка». Омск: Вариант-Сибирь, 2004. 164 с.; О.В. Коротун «Ассоциативный словарь внешнего человека». Омск, «Вариант-Омск», 2010, 376 с.; Бутакова Л.О. Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска». Омск, «Вариант-Омск», 2012, 128 с.; Кузина О.А. «Русско-англо-немецкий ассоциативный словарь туризма». EngelsdorferVerlag, 2008, 196 с.
Исследования в области текста касаются экспериментального изучения процессов восприятия и понимания текстов разного типа (официально-деловых, научных, учебных, мультимедийных текстов интернет-блога, художественных, изучаемых в школе или тематических сходных; кинотекстов, текстов песен и т.п.) с помощью методов семантического дифференциала и методики «встречного текста», а также не экспериментального описания в психолингвистической парадигме художественных сознаний одного или нескольких авторов.
Исследования в области личности связаны с трендовыми описаниями языковой способности и речевой компетенции людей разного возраста, проживающих в регионе: школьников, языковой и дискурсивной личности подростка, комплексным воссозданием ассоциативного и дискурсивного портретов представителей пожилого, среднего, детского возраста, а также психолингвистической постановки проблемы методологии описания особенностей поколений – Z, Yи т.п.
Мероприятие пройдет 2 ноября 2023 г. в ауд. 123 (2 корпус ОмГУ); с 16.30 до 18.30.
Новость о мероприятии https://vk.com/wall-58265344_25925
Ключевые даты
Организационный комитет
Факультет филологии, переводоведения и медиакоммуникаций
Кафедра лингвистики и перевода
Контакты
Бутакова Л.О. ButakovaLO@omsu.ru
Малышева Е.Г. MalyshenaEG@omsu.ru